Оффшорный бизнес: и жить хорошо, и жизнь хороша!
Мировая оффшорная империя включает в себя порядка 80 секретных юрисдикций. В них по данным международной организации Tax Justice Network (TJN) без налогов было инвестировано и выведено капиталов, без учета оформленной дорогой недвижимости, около 30 – 45 % мирового ВВП, что сравнимо с минимальной оценкой суммарного эквивалента ВВП США и Японии.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) треть мировых банковских депозитов хранится в крупнейших центрах оффшорного бизнеса (около $11,5 трлн.). По оценкам экспертов около 40% капитала и активов российских и украинских олигархов, коррумпированных чиновников хранится в оффшорах. Тогда как в США и Японии эта доля не превышает 2%, а в Евросоюзе — 10 %.
Мониторинг оффшорных территорий позволяет сделать вывод, что оффшорный бизнес - это одна из новейших западных геополитических технологий для вывода активов из третьих стран.
Было бы наивно считать, что эта «империя» принадлежит преимущественно островным государствам. Она является частью Мировой финансовой империи Запада, а оффшоры выполняют роль транзитных территорий. Но даже то, что достается местным бюджетам, обеспечивает высокий уровень и качество их жизни.
За последние двадцать лет Мировая оффшорная империя Запада выполнила главную геополитическую задачу — осуществила мирный захват «зон жизненных интересов» без применения военно-политической мощи в целях овладения финансовыми и производственными активами, получения доступа к природным и интеллектуальным ресурсам развивающихся и коррумпированных государства
После распада СССР главной задачей для Запада было взять под контроль финансовые потоки и вывод активов из России, Украины и других постсоветских государств. Эта задача блестяще выполнена. Больше всего за последние два десятилетия оффшоры выкачали капитала из России, Украины и Казахстана (порядка $1,1 трлн.).
Оффшорный бизнес эффективно осуществил подкуп государственной власти в странах криминально-коррумпированной демократии, через подкуп чиновников разлагающе действовал на механизм государственного управления и способствовал ослаблению роли государства на мировых рынках. Особенно в крупных масштабах оффшорная юрисдикция использовалась для доступа к полезным ископаемым.
Информация к размышлению. В Соединенных Штатах добычу полезных ископаемых может осуществлять только частная компания американской юрисдикции. В постсоветских государствах допуск к недрам получил оффшорный бизнес, не несущий юридической ответственности за нарушения природоохранного и трудового законодательства.
Крупный российский и украинский бизнес предпочел регистрацию собственности в иностранных юрисдикциях с использование иностранных рынков капитала (прохождение IPO) и судебной защиты. В результате малый и средний отечественный бизнес, не имеющий возможности ухода в оффшоры, из-за неразвитого отечественного рынка капитала и зависимой от власти судебной системы оказался неконкурентоспособным. Это сопровождается ограничением возможности по созданию новых рабочих мест, ростом безработицы и социальной напряженностью.
Сложилась порочная технологическая цепочка. Экспортная продукция (металлы, зерно и др.) продается по дешевке на подставную фирму в оффшоре и затем втридорога — на мировом рынке. Полученная сверхприбыль возвращается на Родину в качестве иностранных инвестиций и убивает малый и средний бизнес и способствует росту безработицы. То есть эти инвестиции имеют преступную природу, образуются из сверхприбыли дочерних оффшорных фирм российских и украинских олигархов. На Украине это привело к увеличению числа самостийных гастарбайтеров до 5 – 7 млн. человек.
Информация для сравнения: Доля малого и среднего бизнеса в ВВП США — 50%, КНР – более 60 %, в странах ЕС — до 70 %, а на Украине примерно 8 – 10 %.
В отличие от высокоразвитых стран Запада из России и Украины в оффшорах находятся в первую очередь материнские компании, а не их филиалы, то есть вывод активов абсолютно доминирует над налоговой оптимизацией.
Информация для размышления: Вывод материнских компаний из коммунистического Китая приравнивается к государственной измене
А впрочем, процесс переформатирования Мировой финансовой империи, под покровом которой образовалась оффшорная империя, продолжается. «Единственная и неповторимая сверхдержава» — Соединённые Штаты - становятся единственным лидером Мировой финансовой империи. А самые «честные и непорочные оффшоры» расположились на самом ближнем «заднем дворе» США.